«Кременчук 100 років тому». 20 грудня 1912 р

У газеті «Придніпровський голосъ» сторічної давнини червоною ниткою через номер проходить тема насилля над дитиною. Саме у цей час країною прокотилася хвиля самогубств учнів шкіл.

vestnik.1161011-33181-1owjbn8.jpeg

«…Обыски и аресты воспитанниковъ среднихъ учебныхъ заведеній въ Петербургѣ и вспыхнувшая, въпослѣднее время съ новой силой эпидемія самоубийствъ учащихся, вызвали сильную тревогу въ обществѣ и еще раз остро поставили вопросъ о ненормальномъ положеніи средней школы и необходимости оздоровить ея атмосферу.

Школа является въ значительной степени отраженіем жизни и опредѣленнаго состоянія общественной среды.
Только въ нездоровой обстановкѣ, только въ гнетущих условіяхъ россійскаго быта могли вкрасти такія уродливыя явленія, такіе непорядки в школѣ, какіе намъ приходится наблюдать въ послѣдніе дни.

Аномаліи жизни переносяться на школу, и дѣти становятся темъ чувствительнымъ реактивомъ, который изобличаетъ всю глубину дезорганизаціи и порчи, которыми пораженъ общественный организмъ.

Если искупительныя жертвы вырываются уже изъ дѣтских рядовъ, если добровольно уходятъ изъ жизни мальчики и девочки 13 и 15 лѣтъ, это значитъ, что школа дошла до той грани, у которой начинается полное разложеніе. Сухость, черствость, формализмъ и субординація всегда считались наилучшимъ средствомъ педагогическаго воздѣйствія на учащихся.

Въ сущности говоря, никакой педагогіи въ школѣ не было, и традиціонные пріемы воспитанія путем кары и устрашенія только увеличивали отчужденіе между воспитывающими и воспитываемыми. Образовалась пропасть, изъ которой несутся удушливыя, ядовитыя испаренія.

Отношенія въ семьѣ тоже не смягчали тяжесть одиночества учащагося: чужой въ школе, онъ и здесь чувствовалъ себя чужимъ. Только когда съ общимъ просвѣтлѣніемъ жизни, семья была призвана къ сотрудничеству со школой, какъ коллективная організація, школьная атмосфера стала оздоровляться: — благотворнаго вліянія этого посредничествующаго между школой и учащимися фактора, никто не станетъ отрицать, какъ не станетъ отрицать и того, что въ періодъ дѣятельности родительскихъ комитетовъ печальныя проявленія дѣтскаго отчаянія — дѣтскія трагедіи значительно сократились. Институтъ родительскихъ комитетовъ оказался въ дисгармоніи съ общимъ укладомъ россійской дѣйствительности и реальные результаты возвращенія къ старому порядку на лицо.

Пусть же грустные факты, которые вызвали даже реакцію со стороны Государственной Думы, сыграютъ роль поворотнаго пункта въ исторіи средней школы.
Испытанное средство – организація родительскихъ комитетовъ, – должно быть снова введено въ дѣйствіе.

Формально эта організація не упразднена: остается уничтожить тѣ путы, которые стѣстняютъ ея дѣятельность…»

«.Въ столицахъ шумъ, гремятъ витіи, Кипитъ словесная война…»

«Событія» въ средней школѣ на время заслонили всѣ интересы дня.

Обыски, аресты въ частной гимназіи, рефераты о Падсонѣ, незаконное собраніе…

Сенсаціонная вѣсть въ «Вечернем собраніи» объ открытых «огаркахъ», вопрос въ Государственной Думѣ, отношеніе сферъ…

Все это въ разныхъ варіаціяхъ, вотъ уже двѣ недѣли не сходитъ со столбцовъ столичной печати.

Волнуется и провинція. У нея есть свои «события» в средней школѣ. Они не столь сенсаціонны. Объ них не такъ шумятъ в газетахъ. Но по существу они не мѣнее трагичны.

Одинъ типъ педагога–садиста, о которомъ на дняхъ писалось въ нашей газетѣ, чего стоит! Не настоящая-ли трагедія для дѣтей имѣть преподавателемъ психически больного субъекта?

А трагическое самоубійство учащагося, обвиненнаго в… кражѣ!

Въ послѣдніе дни произошло два новых покушенія на самоубійство воспитанниковъ средней школы. Один из нихъ, ученикъ младшаго класса, вложилъ голову въ петлю. Но, по счастью, былъ спасенъ домашними. Вы подумайте только, какой ужасъ! Тринадцатилѣтній мальчикъ пытается затянуть себѣ петлю на шеѣ…

Мальчикъ былъ обвиненъ въ «экспропріаціи». Вы смѣетесь? Вамъ это кажется нелѣпымъ, чудовищнымъ! А это такъ.

Группа воспитанниковъ средней школы совершила «экспропріаторскій» набег на лавченку. И открыто, на глазахъ владѣльца, похитила нѣсколько селедокъ, яблокъ и еще какой то снѣди… Были-ли юные «экспропріаторы» вооружены настоящимъ оружіемъ или только карандашами и ручками – объ этомъ исторія умалчиваетъ. Но судъ педагоговъ отнесся къ нимъ со всемѣрной строгостью. Въ поступке мальчиковъ, несомнѣнно дурномъ, заслуживающемъ извѣстной кары, усмотренъ былъ непростительный «криминалъ». И приглашеннымъ родителямъ поручено было принять «экспропріаторовъ» на свое попѣченіе… Потомъ, говорятъ, судъ педагоговъ смягчился. И, вмѣсто остракизма, къ дѣтямъ решено было применить другія карательныя мѣры.

Всѣ эти «эксцессы» не могли не встревожить родителей. Не радуются имъ, надо думать, и педагоги. Какой-же выходъ изъ создавшагося напряженнаго состоянія?

Средняя школа въ столицѣ и въ провинціи страдаетъ однимъ и тѣмъ-же недугомъ. Удушливой изсушающей атмосферой формализма. Отсутствіемъ «сердечнаго попеченія». Печать всякихъ оттѣнковъ и направленій сходится въ оцѣнкѣ «событій» въ средней школѣ и указываетъ на единственный выходъ. На необходимость сближенія семьи и школы. Только нормальное и разумно поставленное взаимодействіе семьи и школы можетъ имѣть благотворное вліяніе на ребенка. Нынѣшній формализмъ, отчужденность школы ставитъ своихъ питомцевъ въ крайне ненормальныя условія по отношенію къ самому ближайшему фактору нравственнаго вліянія на нихъ – семьѣ.

Школа считаетъ излишнимъ пользоваться содѣйствіемъ и помощью семи въ воспитаніи и формированіи нравственнаго облика ввѣренныхъ ей дѣтей… И вотъ нынѣ мы являемся свидѣтелями «событій» въ школѣ, которыя поневолѣ заставляютъ вспомнить о семьѣ. О томъ вліяніи, которое она могла–бы имѣть на душу ребенка. При нормальныхъ условіяхъ, семья явилась–бы темъ животворнымъ элементомъ, безъ участія котораго, немислима правильная работа лабораторіи, готовящей будущих гражданъ.

Фальк

»

vestnik.1161011-33181-13h9m4k.jpeg

У статті під назвою «Пестрые наброски» йдеться про те, як учня середньої школи було звинувачено у крадіжці. Група молодших учнів вчинила набіг на крамницю, вкравши там яблука, оселедець та деяку їжу. Чи була озброєна ця «банда», історія змовчує… «Експропріатора» запропонували взяти на поруки родині, а потім заходи змінили на інші.

Спочатку хлопця викликали до вихователя для роз’яснювальної бесіди. Виховний процес закінчився тим, що вихователь – «психічно больной субъект» – спустив звинуваченого зі сходів. У результаті цього виховного процесу скривавлений хлопець повертався додому в розірваному одязі по морозу. Потім 13-річний учень молодших класів намагався повіситись… Через звинувачення в «експропріації». Хлопця врятували, але подія викликала значний резонанс у місті.

А ще саме цього дня сто років тому набула чинності видана Думою постанова про «производство торговли мясом». Згідно з нею всіх торговців м’ясом зібрали в одному районі – на Роздрібній площі. Виконавець цього розпорядження – міська управа та адміністрація міста Кременчука.

vestnik.1161011-33181-psfrli.jpeg

Цікавим виявилось і оголошення щодо «повсеместного» набору жінок-сибірячок на медичний факультет Томського університету. Таку пропозицію вніс міністр народної просвіти Кассо.

vestnik.1161011-33181-1wqqhz1.jpeg

vestnik.1161011-33181-1xljv7.jpeg

Карта транспорту
Гранатова толокаГромадський бюджет
3 Липня, 2020 П’ятниця
11 Червня, 2020 Четвер
4 Червня, 2020 Четвер
29 Травня, 2020 П’ятниця
23 Квітня, 2020 Четвер
8 Квітня, 2020 Середа
7 Квітня, 2020 Вівторок
6 Квітня, 2020 Понеділок
більше новин